В связи с принятием Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь „Об инвестициях“» побеседовали с Александром Никитичем Одинцом, заместителем начальника главного управления инвестиционной политики – начальником управления государственной политики по привлечению инвестиций Министерства экономики Республики Беларусь.

Александр Никитич Одинец

заместитель начальника главного управления инвестиционной политики –
начальник управления государственной политики по привлечению инвестиций
Министерства экономики Республики Беларусь

Справочно
Законом от 8 января 2024 г. № 350-З в новой редакции изложен Закон от 12 июля 2013 г. № 53-З «Об инвестициях». Начало действия документа – 11 июля 2024 г. (за исключением отдельных положений).

– Александр Никитич, какая общая концепция и принципы осуществления инвестиций в Беларуси заложены в новой редакции Закона «Об инвестициях»?

– В целом новая редакция Закона «Об инвестициях» видоизменилась как структурно, так и содержательно.

Условно, в положениях новой редакции Закона можно выделить общую и специальную части.

Общая часть посвящена, как и прежде, гарантиям и правам всех инвесторов независимо от способа осуществления ими инвестиций, механизма реализации инвестиционных проектов.

Ранее предусмотренные гарантии, принципы в основном сохранены.

При этом в статье 5 новой редакции Закона определены и некоторые новые принципы. Это принципы преференциальности, свободы и устойчивого осуществления инвестиций.

Так, принцип преференциальности осуществления инвестиций – это отражение подходов к основаниям закрепления в законодательстве льгот и иных мер поддержки инвесторов.

Принцип устойчивого осуществления инвестиций учитывает общемировые тренды на ESG-повестку. Это ориентация всех субъектов осуществления инвестиций на учет необходимости достижения целей устойчивого развития.

Принцип сотрудничества государства и инвестора отражает взаимную направленность интересов.

Государство заинтересовано в инвестициях. Ведь вопрос инвестиций – это также и вопрос национальной безопасности. В действующей Концепции национальной безопасности, и в проекте ее новой редакции, ранее обсуждавшемся в госорганах и обществе, качественным характеристикам инвестиционного процесса и инвестиционной активности отводится важная роль как факторам роста производительности труда, повышения конкурентоспособности субъектов хозяйствования и выпускаемой ими продукции.

В новой редакции Закона закрепляются положения о приоритетных видах деятельности для осуществления инвестиций.

Что касается специальной части, то здесь основным нововведением являются изложенные в ней положения о механизмах стимулирования реализации инвестпроектов, которые до этого были предусмотрены Декретом № 10.

При этом и указанные положения претерпели определенные изменения и трансформации. Старались учесть практику заключения инвестиционных договоров, решить те проблемные вопросы, которые инвесторы и госорганы поднимали в обращениях. И исходя из всей проведенной работы (анализ практики, подготовка ответов на вопросы) также появились новые механизмы стимулирования инвестиционной деятельности: специальный инвестиционный договор (здесь также учитывался опыт основных стран-партнеров, в первую очередь России), преференциальный инвестиционный проект.

– Каким образом будет реализован принцип преференциальности?

– Тут следует говорить о механизмах инвестиционного договора и преференциального инвестиционного проекта. Это в первую очередь о реализации инвестпроектов, которые соответствуют определенным Совмином приоритетным видам деятельности (секторам экономики) для осуществления инвестиций. Их перечень определен постановлением Совмина № 372.

В связи с принятием и последующим вступлением в силу новой редакции Закона ожидаем, что он также претерпит изменения: виды деятельности будут актуализированы, по некоторым будут определены минимальные необходимые для заключения инвестиционных договоров объемы инвестиций.

Если вести речь о территориальном основании для льгот инвесторам, следует отметить механизм преференциальных инвестпроектов. Ожидается, что реализация таких проектов в регионах (на территории страны, кроме города Минска) будет способствовать их развитию, выравниванию условий жизни в них.

К слову, механизм преференциальных инвестпроектов – это механизм, в чем‑то схожий с ныне действующим механизмом инвестиционных договоров (по Декрету № 10): в нем примерно тот же набор льгот.

Однако для реализации инвестпроекта в качестве преференциального не потребуется проходить стадию заключения договора: необходимые условия реализации будут определяться в решениях исполкомов (областного уровня и некоторых исполкомов базового уровня, которым областные исполкомы делегируют соответствующие полномочия) о включении инвестпроектов в перечень преференциальных.

Возвращаясь к принципу преференциальности, также отмечу, что ему соответствуют и те положения новой редакции Закона, которые для более узкого перечня регионов при реализации инвестпроектов в рамках инвестдоговоров предусматривают дополнительные возможности. Так, для них будет актуальна возможность возмещения инвесторам затрат на создание объектов магистральной инженерной, распределительной инженерной и транспортной инфраструктуры. В этих регионах будет возможность заключать специальные инвестиционные договоры без объявления конкурса. Сейчас ведется работа по подготовке перечня таких регионов. Его будет устанавливать постановление Правительства в силу абзаца второго подпункта 1.2 пункта 1 статьи 10 новой редакции Закона.

– В конце прошлого года были анонсированы пять ключевых новаций документа:

1) «стабоговорка» на пять лет;

2) освобождение от налога на прибыль на срок до пяти лет;

3) компенсация затрат на создание внешней инфраструктуры по определенным объектам;

4) государственная закупка произведенной инвестором новой для страны и усовершенствованной продукции;

5) механизм бюджетных трансфертов.

Все ли удалось реализовать в принятом Законе? Поясните механизмы их работы.

– Упомянутые новации действительно важны для совершенствования инвестиционного климата. Основа для их введения была заложена в важных программных документах: Программе социально-экономического развития Беларуси на 2021–2025 гг., Программе деятельности Правительства на период до 2025 г.

Детально их введение предусматривалось в комплексе мер по запуску нового инвестиционного цикла, который утверждается первым заместителем премьер‑министра. С мероприятиями комплекса мер и итогами его реализации за предыдущий период можно ознакомиться на сайте Министерства экономики в разделе «Деятельность Министерства» – «Инвестиции».

Следует отметить, что указанные новации нашли свое закрепление в новой редакции Закона.

Что касается «стабоговорки» для инвестдоговоров, в виде отсылочной нормы она уже была закреплена ранее, еще Законом от 5 января 2022 г. № 149-З, также внесшим ряд важных изменений в Закон об инвестициях. Непосредственно «стабоговорка» существует и в некоторых актах Главы государства по реализации конкретных важнейших инвестиционных проектов, в отношении которых были заключены инвестдоговоры. К слову, можно найти «стабоговорку» и в актах, не связанных с инвестдоговорами, как, например, в пункте 115 Положения о специальном правовом режиме Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень».

В новой же редакции Закона применение «стабоговорки» к инвестдоговорам предусмотрено в его статье 34. Указанная статья содержит порядок реализации «стабоговорки» в случае неблагоприятного изменения налогового законодательства после даты вступления в силу инвестиционного договора. Возможность наличия «стабоговорки» по конкретным инвестдоговорам будет определяться в решении о заключении инвестдоговора.

Так, статьей 34 новой редакции Закона определено, что гарантия от неблагоприятного изменения налогового законодательства:

– будет действовать в течение всего периода действия инвестдоговора, но не более пяти лет;

– по сути, представляет собой право инвестора или реализующей организации не применять нормы налогового законодательства, относящиеся к новым налогам (сборам);

– представляет собой право инвестора или реализующей организации уплачивать налоги (сборы), ставки по которым увеличены, исходя из их ставок, действовавших на дату вступления в силу инвестдоговора.

Однако рассматриваемая гарантия не распространяется на случаи:

– предусмотренные международными договорами;

– когда новый налог (сбор) заменяет собой ранее действовавший налог или иной обязательный платеж в республиканский и (или) местные бюджеты, бюджеты государственных внебюджетных фондов;

– когда повышение налоговых ставок, установленных в белорусских рублях или иных величинах, измеряемых в белорусских рублях, осуществлено в целях их адаптации к инфляционным процессам.

Говоря об освобождении от налога на прибыль, отмечу, что соответствующая льгота закреплена в пункте 3 статьи 30 новой редакции Закона.

Право на нее имеют инвесторы или реализующие организации, которые успешно реализовали инвестпроект, и инвестдоговор прекращен в связи с его исполнением. От налога на прибыль в этом случае будет освобождаться прибыль от реализации товаров собственного производства, произведенных на объектах недвижимого имущества, созданных согласно условиям инвестдоговора.

Период действия льготы установлен в пять календарных лет, которые исчисляются со дня, следующего за днем прекращения инвестиционного договора.

Чтобы стимулировать инвестора и реализующую организацию ответственно подходить к инвестпроекту в период действия инвестдоговора, определено, что льгота по налогу на прибыль в указанном выше объеме (на пять лет) может быть и не получена, если в инвестдоговор вносились изменения, предусматривавшие продление срока окончания реализации инвестпроекта, срока действия инвестдоговора.

Скажем так: если основания для подобных изменений возникали по сугубо объективным причинам, то, скорее всего, инвестор и реализующая организация получат ожидаемую льготу. Условия подобного изменения с сохранением льготы будут подробнее урегулированы в подзаконном акте, предусматривающем порядок заключения, изменения и прекращения инвестдоговоров.

Вопрос компенсации затрат на создание внешней инфраструктуры тоже нашел свое отражение в новой редакции Закона об инвестициях.

Хотя подробное регулирование порядка осуществления такой компенсации еще ожидается, можно уже сегодня вести речь об основах этой преференции.

Во-первых, это относится к реализации инвестпроекта в отдельных регионах. Такие регионы будет определять Совмин. Создание условий для возведения такой инфраструктуры в первую очередь необходимо в регионах, требующих дополнительных мер поддержки. И это не потребует изначально значимых вложений средств из бюджета. Их осуществит инвестор. А такой подход – гарантия того, что объекты инфраструктуры будут востребованы, в том числе инвестором, благодаря созданному им объекту инвестиций.

Во-вторых, объекты инфраструктуры должны будут передаваться на баланс специализированных эксплуатационных организаций.

И третий аспект – компенсация затрат в течение трех лет после состоявшейся передачи объектов инфраструктуры на баланс.

Говоря о вопросе госзакупки произведенной инвестором новой для страны и усовершенствованной продукции, следует увязывать данную меру поддержки с новым механизмом стимулирования реализации инвестпроектов – специальным инвестиционным договором.

Данный механизм сочетает в себе упомянутую меру поддержки, а также выгоды (льготы и преференции) обычного инвестиционного договора.

Действительно, заключение специнвестдоговоров посвящено созданию производства усовершенствованной продукции. Этот механизм решает одну очень важную задачу – импортозамещение, что также играет свою роль в обеспечении технологического суверенитета нашей страны.

Благодаря механизму специнвестдоговора инвестор, его реализующая организация получит определенный рынок сбыта части своей продукции, а государство обеспечит вышеупомянутые аспекты функционирования экономики.

Заключаться специнвестдоговоры будут по результатам конкурсов. В самих таких договорах будет определяться объем закупаемой продукции и ее цена. Проведение конкурсов не потребуется, если внесено единственное предложение о реализации инвестпроекта в рамках специнвестдоговора на территории отдельных регионов, о которых мы упоминали выше. 

Бюджетные трансферты – еще один механизм поддержки инвесторов, реализующих проекты в нашей стране. Он сам по себе не связан с инвестиционными договорами и преференциальными инвестпроектами. Инвестпроекты, реализация которых является условием для задействования указанного механизма, должны соответствовать приоритетным видам деятельности (секторам экономики) для осуществления инвестиций. Совмин будет определять условия и критерии, которым должен отвечать инвестпроект для целей задействования механизма бюджетных трансфертов, а также перечень инвестпроектов, претендующих на оказание рассматриваемой меры поддержки.

Ожидается, что будет определена доля возмещаемых капитальных затрат на реализацию инвестпроекта в виде бюджетного трансферта.

– Какие еще новации содержит Закон по сравнению с действующим законодательством?

– Новая редакция Закона предусматривает и иные новации, которые как связаны с инвестдоговорами, так и не связаны с ними.

Как известно, для заключения инвестдоговора, согласно нормам Декрета № 10, инвестор получает земельный участок из перечней земельных участков для реализации инвестиционных проектов, которые формируют исполкомы. Согласно новой редакции Закона инвестор может реализовывать инвестпроект и на ином земельном участке, то есть не из названного перечня. В этом случае вопрос выделения земельного участка будет решаться в общеустановленном порядке. Однако инвестор получит льготы и преференции, предусмотренные новой редакцией Закона.

Усовершенствован механизм контроля реализации инвестпроекта в рамках инвестдоговора. Так, предусмотрена периодичность обновления информации о ходе реализации проекта: такую информацию подписавший инвестдоговор орган вправе будет получать ежеквартально. Реализации этого права корреспондирует соответствующая обязанность инвестора, реализующей организации.

Пунктом 4 статьи 36 новой редакции Закона также предусмотрено дополнительное основание непредъявления нарушившим срок реализации инвестпроекта инвестору или реализующей организации требования об уплате неустойки. Этим основанием станет наличие обстоятельств непреодолимой силы у инвестора, реализующей организации.

Урегулированы отдельные особенности разрешения ситуации, когда инвестор не справился с задачей реализации инвестпроекта и имеется построенный им незаконсервированный незавершенный строительством объект (статьи 39 и 40).

Реализация таких объектов может осуществляться с торгов, и этот порядок будет применим как к инвестдоговорам, предусмотренным новой редакцией Закона, так и к заключенным до ее вступления в силу. Данный нюанс (применение к инвестдоговорам, заключенным до вступления в силу новой редакции Закона) обусловлен разными подходами к урегулированию данного вопроса в различных редакциях Декрета № 10 (до и после издания Декрета от 12 ноября 2015 г. № 8, внесшего изменения в Декрет № 10).

Кроме того, в качестве новации можно отметить то, что возмещаемая инвестору сумма документально подтвержденных затрат на строительство проданного объекта должна будет подтверждаться аудиторским заключением.

Претерпели изменения нормы о порядке необходимого для разрешения претензий инвесторов взаимодействия госорганов. Теперь постановление Совмина будет регулировать такое взаимодействие не только в рамках досудебного (доарбитражного) рассмотрения претензий, но и на судебной (арбитражной) стадии.

– Какие акты законодательства в развитие Закона ожидать?

–  Предстоит значительный объем работы по подготовке и принятию НПА в развитие новой редакции Закона.

В первую очередь, это акты Правительства. Значительный объем полномочий Совмина определяет статья 10 новой редакции Закона. В связи с этим будут разработаны порядки заключения, изменения и прекращения инвестдоговоров, взыскания льгот и преференций, предоставления отсрочки, рассрочки возмещения их сумм, порядок принятия решений о включении инвестпроектов в перечень преференциальных инвестпроектов.

Предстоит обновить перечень приоритетных видов деятельности (секторов экономики) для осуществления инвестиций, определить минимальные объемы инвестиций, которые необходимы для заключения инвестиционных договоров.

Немалый объем нормотворческой работы предстоит и областным исполкомам. Так, в соответствии с новой редакцией Закона облисполкомы вправе определить исполкомы базового уровня, которые вправе принимать решения о включении инвестпроектов в перечень преференциальных инвестпроектов. Кроме того, облисполкомы вправе определить из числа установленных Правительством те виды деятельности (секторы экономики) для осуществления инвестиций, которые актуальны для конкретного региона и в рамках которых будут реализовываться преференциальные инвестпроекты.

Предстоит обновить порядки выдачи заключений, согласования перечней необходимых для получения таможенных и налоговых льгот, поскольку ряд этих льгот применим уже и для случаев реализации преференциальных инвестпроектов.

Ожидается подготовка документа, определяющего порядок, размер и условия возмещения инвестору (инвесторам) и (или) реализующей организации (при ее наличии), реализующим инвестпроект в рамках инвестдоговора в пределах отдельных регионов, затрат (части затрат), связанных с созданием объектов (их частей) магистральной инженерной, распределительной инженерной и транспортной инфраструктуры.

Также предстоит подготовка документов в развитие норм о бюджетных трансфертах, о которых мы упоминали ранее.

Поскольку новой редакцией Закона закреплено заключение инвестдоговоров Управлением делами Президента и Оперативно-аналитическим центром при Президенте по вопросам, находящимся в их ведении, то не следует забывать, что данные органы также наделены определенной компетенцией. Так, ими также будут определены минимальные объемы инвестиций в разрезе видов деятельности (секторов экономики), определенных Правительством, необходимые для заключения инвестдоговоров.

 Как изменения отразятся на заключенных инвестиционных договорах, потребуется ли приведение их в соответствие?

– Законодатель исходил из того, что отношения в рамках действующих инвестдоговоров должны быть затронуты минимально. Приводить заключенные до вступления в силу новой редакции Закона инвестдоговоры в соответствие с ним не потребуется.

На отношения, возникшие после прекращения инвестдоговоров по основаниям иным, чем исполнение обязательств инвесторами, будет распространяться лишь действие статей 39 и 40 новой редакции Закона. Напомню, эти статьи регулируют вопросы предоставления упомянутым инвесторам земельных участков для завершения строительства незаконсервированных незавершенных строительством объектов, а также реализацию таких земельных участков и объектов на торгах.