В Беларуси с 1 января 2024 г. введена процедура обязательной государственной аккредитации на право осуществления деятельности в сфере физической культуры и спорта для организаций и ИП. Такая госаккредитация с 2007 г. была обязательна только для специализированных учебно-спортивных учреждений и спортивных школ в структуре спортивных клубов.

Нововведение на практике вызвало ряд вопросов и дискуссий. Чтобы понять, как обстоят дела в этой сфере после вступления в силу новых правил, мы побеседовали с начальником юридического отдела Минспорта Ольгой Петровной Демиш.

Ольга Петровна Демиш

начальник юридического отдела Минспорта


– Ольга Петровна, расскажите, пожалуйста, об основных новшествах в сфере госаккредитации на право осуществления деятельности по развитию физической культуры и спорта.

– Институт госаккредитации для всех субъектов, осуществляющих деятельность по развитию физической культуры и спорта, был введен 1 июля 2023 г. (с момента вступления в силу Закона № 200-З). В течение полугода действовал переходный период, когда организации и ИП могли пройти госаккредитацию, но для осуществления деятельности наличие сертификата еще не требовалось. Обязательным его наличие стало с 1 января 2024 г. С этого момента все, кто осуществляет эту деятельность без сертификата, по сути, занимаются незаконной предпринимательской деятельностью.

Госаккредитация проводится по трем направлениям.

Первое – развитие физической культуры. Если организация или ИП проводят занятия, которые указаны в перечне видов деятельности, относящихся к сфере физической культуры, определенном постановлением Минспорта № 29, значит, ей необходимо пройти госаккредитацию.

Второе направление – это проведение спортивных мероприятий и участие в них.

Третье – подготовка спортивного резерва и спортсменов высокого класса. Госаккредитацию по второму и третьему направлению должны проходить все организации и ИП, которые осуществляют развитие спорта по видам спорта, включенным в Реестр видов спорта.

По третьему направлению и раньше проводились госаккредитация и госаттестация специализированных учебно-спортивных учреждений и спортивных школ в структуре клубов по видам спорта. То есть было целых два правовых института. Сейчас остался только институт госаккредитации, но он стал более масштабным и охватывает все направления деятельности в сфере физкультуры и спорта.

При введении института госаккредитации обсуждался вопрос о том, нужно ли в отраслевом законе определить, что конкретные направления деятельности, в частности, подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса, могут осуществлять только организации, например, специализированные учебно-спортивные учреждения. Однако было принято решение, что не стоит ограничивать частную инициативу, если это пойдет на благо спорта. Конечно, организациям, у которых материальная и финансовая составляющая более мощные, проще выполнять критерии по госаккредитации, чем ИП, но при наличии достаточных ресурсов ИП тоже могут участвовать в такой деятельности. Поэтому основная идея состояла в том, что условия прохождения госаккредитации должны быть для всех одинаковыми, независимо от статуса субъекта хозяйствования и направлений, по которым она проводится. По этой же причине в постановлении Совмина № 416, которое определило критерии для прохождения госаккредитации, нет какого-то деления критериев для организаций или ИП.

– Кто освобождается от прохождения этой процедуры?

– Госаккредитации подлежат организации и ИП, которые осуществляют деятельность по развитию физической культуры и спорта по трем указанным направлениям, независимо от того, является ли эта деятельность основной. Однако в ст. 15-1 Закона от 4 января 2014 г. № 125-З «О физической культуре и спорте» есть ряд исключений. Без прохождения госаккредитации разрешено осуществлять деятельность по развитию физической культуры и спорта Национальному олимпийскому комитету, Паралимпийскому комитету, государственным органам и аккредитующим органам и организациям.

Также по согласованию с Минобразования было принято решение, что от прохождения госаккредитации освобождаются организации и ИП, которым предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, если они проводят занятия физической культурой и спортом исключительно в рамках реализации образовательных программ. Однако занятия физической культурой и спортом, которые эти субъекты проводят за рамками реализации образовательных программ, подпадают под сферу госаккредитации (например, при оказании услуг населению).

Кроме того, отраслевой закон позволяет без прохождения госаккредитации проводить физкультурно-оздоровительную и спортивно-массовую работу со своими работниками и членами их семей. То есть любая организация может без прохождения госаккредитации организовывать в любом количестве спартакиады и турслеты, если участниками этих мероприятий будут исключительно работники этой организации и их семьи. При этом большое значение играет правильное оформление документов, если такие мероприятия совместно организуются и проводятся несколькими организациями. Важно, чтобы соорганизаторами такого спортивно-массового мероприятия выступили все заинтересованные организации, направляющие своих работников на это мероприятие, что должно быть отражено в Положении о проведении этого мероприятия.

– Необходимо ли проходить госаккредитацию организациям, которые оказывают населению услуги, связанные с двигательной либо умственной активностью, но не являющиеся видами спорта?

– Сфера физкультуры и сфера спорта сейчас четко обозначены и разграничены в законодательстве. Поэтому если какая-то организация проводит, например, турнир по настольным играм, то необходимо проверить, отнесена ли такая настольная игра к видам спорта в соответствии с Реестром видов спорта (например, шашки или шахматы) или к видам деятельности в сфере физкультуры в соответствии с постановлением Минспорта № 29 (например, игра жульбак и ее разновидности). Если связанная с двигательной или умственной активностью деятельность не предусмотрена указанными актами, то проходить госаккредитацию не требуется.

Определить, какое количество субъектов подлежит госаккредитации, непросто, поскольку ей подлежат не только организации физкультуры и спорта, но и отдельные учреждения образования, соцобслуживания населения и др., осуществляющие деятельность в сфере физкультуры и спорта. В этой связи мы подключили другие госорганы, которые организовали эту работу в своей системе, со своими подчиненными организациями. Например, Минобразования сообщило нам, что большинство вузов осуществляют деятельность, подлежащую госаккредитации, и эта работа уже находится на завершающей стадии.

– Как именно проводится госаккредитация? Имеют ли право органы, ее проводящие, например, выехать на объект, запросить дополнительные уточняющие данные или еще каким-то образом проверить достоверность представленных заявителем сведений?

– Это административная процедура, условия ее проведения четко обозначены в законодательстве:

  • она осуществляется на безвозмездной основе;
  • проводится в месячный срок;
  • необходимо предоставить определенные документы в аккредитующие органы, как правило, в местные исполнительные и распорядительные органы по месту осуществления деятельности через службу «Одно окно»;
  • в результате прохождения госаккредитации выдается сертификат сроком на 5 лет.

Таким образом, обратившись за госаккредитацией и подав необходимый пакет документов, субъект хозяйствования может ждать результатов. При этом орган, который проводит госаккредитацию, изучает представленные документы и, в случае необходимости, уточняет у компетентных органов информацию, которая подтверждает выполнение критериев для прохождения госаккредитации. После этого, опираясь на критерии, которые предусмотрены законодательством, принимает решение о прохождении госаккредитации либо отказе в ней. Причем если субъекту отказали в госаккредитации, но несоответствия критериям устранимы, законодательство не ограничивает его во времени для повторной подачи документов. Например, если заявитель предоставил неполную информацию, у него есть возможность ее уточнить.

– Тренер – это человек со спортивным образованием или большим опытом работы в сфере физкультуры и спорта. Препятствует ли отсутствие спортивного образования прохождению госаккредитации?

– Действительно, законодательство устанавливает требования к наличию среднего специального или высшего образования в сфере физической культуры и спорта для лиц, осуществляющих педагогическую деятельность в этой сфере.

Кроме того, соответствующую деятельность могут осуществлять лица, допущенные к ней в соответствии с постановлением Минспорта № 3. К таким лицам относятся определенные категории граждан, не имеющих среднего специального или высшего образования в сфере физической культуры и спорта, в том числе студенты, педагогические работники и лица, ранее принятые на работу и имеющие опыт работы в отрасли.

Идя навстречу многочисленным обращениям и просьбам тех, для кого несоответствие требованиям для осуществления педагогической деятельности в нашей сфере явилось единственным препятствием для прохождения госаккредитации, Минспорт в декабре 2023 года внес в постановление № 3 дополнение о допуске к такой деятельности лиц, не имеющих необходимого образования, но проходящих переподготовку по группе специальностей «Физическая культура и спорт», если они приняты на работу до 1 января 2024 г. То есть эти лица, еще только проходящие переподготовку, уже сегодня имеют возможность прохождения госаккредитации и работы в отрасли. Как видите, все достаточно лояльно.

– В КоАП установлена ответственность за деятельность в сфере физической культуры и спорта без прохождения госаккредитации. Будет ли проводиться мониторинг организаций и ИП, которые не прошли госаккредитацию, но осуществляют такую деятельность?

– В зоне ответственности субъекты хозяйствования, которые должны были, но не проходили госаккредитацию, либо получили отказ в ее прохождении, а также те, кто был госаккредитации лишен. Следует иметь в виду, что любая информация из любых источников о соответствии субъекта хозяйствования критериям для лишения госаккредитации может быть проверена и, в случае подтверждения, стать основанием для лишения госаккредитации. На сегодняшний день, с учетом имеющейся у нас информации, аккредитующие органы пока не принимали решений о лишении госаккредитации, чего не скажешь об отказах в ее прохождении.

Поэтому такие мониторинговые мероприятия планируются, и в настоящее время между органами, которые проводят госаккредитацию, согласовываются подходы.

В соответствии с Указом № 510 Минспорт и местные исполнительные и распорядительные органы не уполномочены на проведение проверок, но могут осуществлять мониторинги и мероприятия технического (технологического, поверочного) характера по вопросу соблюдения правил безопасности проведения занятий физкультурой и спортом, что является одним из критериев для прохождения госаккредитации. Осуществлять мониторинги будут уполномоченные органы, проводящие госаккредитацию, с привлечением налоговых и иных органов, уполномоченных осуществлять проверки.

Кроме того, уже с 1 января 2024 г. организации, которые предоставляют в аренду или безвозмездное пользование физкультурно-спортивные сооружения, обращают внимание на то, каким субъектам и для каких целей они эти объекты предоставляют. Если для проведения занятий физкультурой и спортом, то необходимо запросить сертификат о прохождении госаккредитации. Если сертификата нет и субъект хозяйствования не освобожден от прохождения госаккредитации, возникает вопрос о правомерности предоставления этих помещений в аренду или безвозмездное пользование для проведения занятий физкультурой и спортом, ведь такой арендатор планирует осуществлять на этих площадях незаконную предпринимательскую деятельность.

В заключение отмечу, что госаккредитация в сфере физической культуры и спорта в таком широком формате проводится впервые. В рамках ее проведения устанавливается соответствие субъектов хозяйствования требованиям, положенным в основу критериев для госаккредитации, которые были регламентированы задолго до введения процедуры госаккредитации. Вместе с тем не все оказались готовы к тому, что законодательство нужно не только знать, но и соблюдать. В конечном итоге эта административная процедура позволит не только обеспечить соблюдение законодательства в сфере физической культуры и спорта, но и повысить ответственность субъектов хозяйствования и безопасность проведения занятий физической культурой и спортом.