С 4 февраля вступили в силу изменения в Закон № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)». О них мы ранее беседовали с Сергеем Новиковым, консультантом отдела регулирования закупок управления государственных закупок МАРТ. Сегодня обсудили с Сергеем Сергеевичем не менее важные корректировки законодательства, которые коснулись порядка подтверждения страны происхождения товаров и проведения процедуры закупки из одного источника.

Сергей Сергеевич Новиков

консультант отдела регулирования закупок
управления государственных закупок
Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь


Справочно
Постановление Совмина от 12 марта 2024 г. № 169 внесло изменения в постановления:
— от 17 марта 2016 г.  № 206 «О допуске товаров иностранного происхождения и поставщиков, предлагающих такие товары, к участию в процедурах государственных закупок»;
— от 15 июня 2019 г. № 395 «О реализации Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь „О государственных закупках товаров (работ, услуг)“».
 

– Сергей Сергеевич, чем обусловлена необходимость изменить постановления о госзакупках?

– Внесение изменений в постановления № 206 и № 395 вызвано несколькими причинами.

Прежде всего, назрела необходимость применения единообразных подходов, касающихся порядка подтверждения страны происхождения товаров. Это важно как для участия в госзакупках поставщиков, предлагающих товары иностранного происхождения, так и для того, чтобы участвовать в госзакупках с преференциальными условиями.

Кроме того, постановление № 169 ввело для проведения процедуры закупки из одного источника новые основания, которые заметно сэкономят время заказчика в связи с отсутствием необходимости проведения конкурентной процедуры. Обращаю внимание, что отдельные изменения, вносимые постановлением № 169, уже были апробированы в 2022–2023 гг. и зарекомендовали себя положительно.

Таким образом, принятие постановления № 169 призвано повысить эффективность деятельности в области госзакупок как для заказчиков, так и для участников процедур госзакупок.

– Какие новации предусмотрены постановлением № 169 по сравнению с ранее действовавшей редакцией постановления № 206?

– Изменения, внесенные в постановление № 206, коснулись порядка подтверждения страны происхождения товаров и способствуют расширению номенклатуры товаров, включенных в евразийский реестр промышленных товаров, и, соответственно, их предложению на рынке госзакупок стран – членов ЕАЭС.

При этом облегчен процесс подтверждения белорусского происхождения товаров для участников, предлагающих товары, не включенные в евразийский реестр промышленных товаров, но имеющих сертификат продукции собственного производства либо сертификат о происхождении товара формы СТ-1.

Ранее для подтверждения белорусского происхождения товаров, указанных в приложении 1 и не включенных в приложение 2 к постановлению № 206, выписка из евразийского реестра промышленных товаров не применялась. Теперь выписку из евразийского реестра промышленных товаров можно использовать для подтверждения происхождения из Беларуси всех предлагаемых участником товаров.

Одновременно скорректирован перечень документов, подтверждающих страну происхождения товаров, происходящих из стран – членов ЕАЭС.

Так, выписка из евразийского реестра промышленных товаров применяется для подтверждения происхождения товаров из стран, которым предоставлен национальный режим в сфере госзакупок в соответствии с международными договорами.

При этом для товаров, указанных в приложении 1 к постановлению № 206, подтверждающим страну происхождения документом может быть также сертификат о происхождении товара формы СТ-1. Это повысит число участников, допущенных к процедурам госзакупок.

В то же время для подтверждения происхождения товаров, указанных в приложении 2 к постановлению № 206, происходящих из стран – членов ЕАЭС, может быть использована только выписка из евразийского реестра промышленных товаров. Перечень товаров, указанных в приложении 2 к постановлению № 206, существенно увеличен.

 Постановление № 169 предусматривает корректировку постановления № 395. На что стоит обратить внимание?

– Как и в случае с постановлением № 206, для подтверждения права на применение преференциальной поправки при предложении любых происходящих из Беларуси товаров можно предоставлять:

– сертификат продукции собственного производства;

– сертификат о происхождении товара формы СТ-1;

– выписку из евразийского реестра промышленных товаров.

Таким образом, участник может воспользоваться выпиской из евразийского реестра промышленных товаров для подтверждения собственного производства любых товаров из Республики Беларусь при применении преференциальной поправки в размере 15% к цене его предложения.

При этом участники, предлагающие товары по приложению 1 к постановлению № 395, из стран, которым в Беларуси в соответствии с международными договорами предоставляется национальный режим в сфере госзакупок, предоставляют только выписку из евразийского реестра промышленных товаров.

Перечень товаров, указанных в приложении 1 к постановлению № 395, также увеличен. 

– Предоставляет ли постановление № 169 возможность изменять отдельные условия договора госзакупки, как это было в 2022–2023 гг.?

– Да, такое право теперь предоставлено заказчикам.

Напомню, в 2024 г. до принятия постановления № 169 заказчики не могли изменить цену договора, если такие изменения невозможно было предусмотреть при госзакупке.

Речь о приобретении товаров (работ, услуг) согласно приложениям к постановлению № 395:

— приложению 1-2: лекарственные средства, лечебное питание, медицинские изделия, запасные части к ним, продукты питания;

— приложению 4: товары (работы, услуги) ежедневной и (или) еженедельной потребности;

— приложению 5: вооружение и военная техника, госзакупки которых осуществляются с применением процедуры закупки из одного источника;

— сырья, материалов, комплектующих, используемых при производстве таких товаров (выполнении работ, оказании услуг).

Теперь в указанных случаях цену договора можно менять, как и сроки исполнения обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Также можно изменить порядок оплаты, если необходимость таких изменений невозможно было предусмотреть при проведении процедуры госзакупки. 

– Как изменения коснулись порядка проведения процедур закупок?

– Одним из важных нововведений является дополнение имеющегося основания для проведения процедуры закупки из одного источника, как установлено абз. 7 подп. 1.9 п. 1 постановления № 395, а также введение новых случаев осуществления такой процедуры. Например, древесное, торфяное, печное бытовое топливо могут быть приобретены с применением процедуры закупки из одного источника.

Также постановлением № 169 изложено в новой редакции приложение 8 к постановлению № 395, содержащее перечень лиц, у которых можно приобретать печатную продукцию, требующую специальной степени защиты, с применением процедуры закупки из одного источника на основании п. 51 приложения к Закону от 13 июля 2012 г. № 419-З. 

– Когда вступает в силу постановление № 169?

– Новые основания для проведения процедуры закупки из одного источника применяются с 16 марта 2024 г. до 11 марта 2026 г.

Все иные нормы действуют с 31 марта 2024 г. 

– Как изменения отразятся на процедурах госзакупок, которые начаты до вступления в силу соответствующих норм постановления № 169?

– Действие постановления № 169 не распространяется на госзакупки, если процедуры начаты или договоры заключены до его вступления в силу.

Исключение касается изменений условий договора госзакупки, установленных абз. 10, 11 подп. 1.8 п. 1 постановления № 395, которыми можно воспользоваться с 31 марта 2024 г., в том числе для изменения условий договоров, заключенных до указанной даты.

Также отмечу, что право проведения процедуры закупки из одного источника для приобретения древесного, торфяного, печного бытового топлива посредством процедуры закупки из одного источника может быть реализовано в период с 31 марта по 16 октября 2024 г., что вызвано необходимостью соблюдения международных обязательств.