Требования законодательства подтолкнули к тому, что в Беларуси выросла доля электронного документооборота. Бизнес также проявляет интерес к переходу на безбумажный формат взаимодействия, но властям хотелось большей активности со стороны компаний. Тем не менее, реализация планируемых инициатив позволит в течение ближайших двух лет существенно нарастить долю ЭДО между субъектами хозяйствования.  Об этом заявили представители госорганов во время I Форума по развитию электронного документооборота в Беларуси.

Министр по налогам и сборам Сергей Наливайко констатировал, что пока подключение компаний к системам ЭДО идет не очень активно.

Государство создает все условия и откровенно подталкивает субъекты хозяйствования. И это выгодно для них – и с точки зрения актуальности информации, и с точки зрения операционных издержек. Но достаточной активности, на мой взгляд, мы не видим, – сказал Наливайко.

По его словам, МНС будет более настойчиво продвигать электронное взаимодействие, потому что видит эффект от этого. В частности, ожидается расширение групп товаров, которые будут подлежать маркировке и прослеживаемости, и увеличение информации, которую налоговые органы получают из баз данных и в электронном виде предоставляют плательщику для заполнения декларации.

В настоящее время доля электронных документов при обороте товаров составляет более 15% в общем объеме хозяйственных операций при перемещении товаров. Остальные 85% пока оформляются в бумажном виде.

Если реализуются инициативы по расширению перечней товаров, то, думаю, в 2026 году доля может удвоиться и составит 30%, – сказал ibMedia.by замминистра по налогам и сборам Владимир Муквич.

На пленарном заседании форума он отметил: статистика показывает, что доля [документов в цифровом виде] выросла благодаря внедрению маркировки товаров и прослеживаемости.

Но даже в отсутствие со стороны государства принуждения использования таких документов мы видим, что и у бизнеса имелся запрос на применение электронной формы оформления документов. Примерно 33 тысячи субъектов хозяйствования используют электронные документы. Учитывая, что в текущем году подача налоговых деклараций будет осуществляться только в электронном виде, думаю, что востребованность ЭДО среди бизнеса будет только возрастать, – сказал Владимир Муквич.

Еще одним фактором, который может придать импульс расширению ЭДО, Владимир Муквич назвал внедрение электронной международной транспортной накладной e-CMR.

Первый замминистра связи и информатизации Павел Ткач надеется, что позитивно на развитие ЭДО повлияет признание национальных электронных цифровых подписей (ЭЦП) для трансграничного взаимодействия, в первую очередь с Россией, с которой у Беларуси самый большой товарооборот. Указом от 28 февраля 2024 г. № 72 одобрен проект межправительственного соглашения Беларуси и России о порядке признания электронных подписей при взаимной торговле.

15 апреля ожидается подписание данного соглашения. После этого потребуется решить еще ряд вопросов, в том числе приобретение оборудования, пилотные проекты, тестирование. Но тем не менее считаю, что это очень важный шаг, который позволит нам использовать наши национальные ЭЦП как усиленно квалифицированные подписи в РФ. Это открывает новые возможности для бизнеса, – сказал Ткач.

С 1 июля 2014 г. в Беларуси издано 2 млн сертификатов открытых ключей проверки ЭЦП, ежедневно их количество увеличивается в среднем на 1,5 тыс. единиц. Для удобства пользователей постоянно развиваются и носители личных ключей ЭЦП. К таковым относятся носители в виде USB-устройств, специальных SIM-карт (так называемая мобильная ЭЦП). Кроме этого, средством ЭЦП является ID-карта. По словам Ткача, сейчас обсуждается внедрение облачной электронной цифровой подписи. Проект планируется реализовать до конца 2025 г. По словам разработчиков, это значительно повысит безопасность использования ЭЦП и способы ее применения.

Замминистра по налогам и сборам Владимир Муквич считает, что внедрение товарно-транспортных накладных по единым цифровым форматам помогло бизнесу автоматизировать свою деятельность и организовать взаимодействие с широким кругом субъектов хозяйствования.

Но возникает вопрос, что делать с остальными документами. Без их четкой регламентации любая автоматизация будет связана с обеспечением взаимодействия с одним или двумя субъектами хозяйствования, – говорит Муквич. –  В России на государственном уровне приняли решение о введении обязательных требований к ряду документов (путевые листы, акты расхождений и так далее). В РФ уже форматируют и договоры. Волевым способом подобное может быть внедрено и в Беларуси. Но я пока не уверен, что бизнес готов к этому. В моем понимании большую инициативу должны проявлять EDI-операторы. Без технологического решения вопроса, без увязки его с бухгалтерским учетом решить проблему будет невозможно. Поэтому бизнесу следует инициировать перед EDI-операторами задачу по расширению документооборота.

Источник фото в статье https://ru.freepik.com/