Закон от 22.04.2024 N 365-З «Об изменении законов по вопросам предпринимательской деятельности» разрешит ИП заниматься только определенными видами деятельности. ИП с другими видами деятельности придется преобразоваться в юридическое лицо.

Для созданных таким образом юридических лиц устанавливаются особенности назначения проверок. Кроме того, для этих лиц и иных малых организаций корректируются условия административной ответственности. Новшества будут действовать с 01.10.2024 (ст. 23 Закона N 365-З).

1. Ответственность ИП, перешедшего в юридическое лицо

Действующий КоАП предусматривает для организаций значительно большие размеры административных штрафов, чем для ИП. Например, штраф для ИП за деятельность без лицензии составляет до 200 БВ, а для организации — до 500 БВ (ч. 1 ст. 13.3 КоАП).

Закон N 365-З призван стимулировать трансформацию ИП в юридические лица, поэтому предусматривает особенности административной ответственности. Эти особенности касаются в том числе размера штрафов для юридических лиц, созданных при такой трансформации.

Например, если административное правонарушение совершил ИП, который затем перешел в юридическое лицо, штраф или иное взыскание наложат на созданную им организацию. Однако эта организация будет отвечать по правилам, предусмотренным КоАП для ИП (п. 1 ст. 8 Закона N 365-З, ст. 4.7-1 КоАП в ред. Закона N 365-З). В частности, размер штрафа для такой организации будет равен штрафу для ИП.

2. Штрафы для малых организаций

Послабления предусматриваются не только для ИП, преобразованных в юридические лица, но и для других малых организаций.

Обратите внимание!
С 01.10.2024 начнет действовать Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (п. 3 ст. 6 Закона N 365-З). К малому предпринимательству будут относиться ИП; организации со средней численностью до 100 человек включительно за календарный год; лица, которые занимаются самостоятельной профессиональной или ремесленной деятельностью, оказывают услуги в сфере агроэкотуризма (п. 3 ст. 1, п. 2 ст. 6 Закона N 365-З).
Формировать и вести Реестр будет МНС в виде электронной базы данных. Порядок формирования и ведения Реестра, а также объем включаемых в него сведений определит Совмин (абз. 5, 11 ст. 21 Закона N 365-З).

Размер штрафа за определенные административные правонарушения будет зависеть от средней численности работников организации (п. 2 ст. 8 Закона N 365-З, ч. 9 ст. 6.4 КоАП в ред. Закона N 365-З). Речь идет о правонарушениях, предусмотренных гл. 12 — 15 КоАП, а именно о нарушениях в области финансов, рынка ценных бумаг и банковской деятельности, в сфере предпринимательства, налоговых и таможенных правонарушений.

Например, за указанные нарушения при численности работников организации за календарный год до 50 человек включительно размер штрафа будет:

— такой же, как для ИП, если санкция конкретной статьи КоАП устанавливает штраф для ИП;

— в 2 раза меньше, чем штраф, предусмотренный санкцией конкретной статьи КоАП для юридического лица, если санкция устанавливает штраф исключительно для организации.

Если же санкция предусматривает минимальный и максимальный размер штрафа, его тоже уменьшат в 2 раза (п. 2 ст. 8 Закона N 365-З, ч. 9 ст. 6.4 КоАП в ред. Закона N 365-З).

Предельный минимальный и максимальный штраф для организации с численностью до 50 человек включительно будет таким же, как сейчас для ИП (п. 2 ст. 8 Закона N 365-З, ч. 9 ст. 6.4 КоАП в ред. Закона N 365-З). Это минимум 2 БВ, за нарушение порядка налогообложения — 0,1 БВ. Максимум составит 200 БВ. В то же время правонарушения в области финансов, рынка ценных бумаг, банковской и предпринимательской деятельности, а также правонарушения против порядка налогообложения повлекут штраф в размере 500 БВ (п. 2 ч. 2 и п. 2 ч. 3 ст. 6.4 КоАП).

Данные правила ответственности не будут действовать в случае нарушений против экологии (гл. 16 КоАП), против порядка управления и т.д. (гл. 24 КоАП).

3. Проверки организаций, созданных ИП

Выборочные проверки подразумевают включение организации в план проверок с учетом критериев оценки степени риска совершения правонарушений (ч. 1 и 2 п. 9 Указа N 510).

Выборочные проверки организации, созданной ИП по правилам Закона N 365-З, не будут проводиться в течение 2 лет со дня ее госрегистрации (ч. 1 ст. 15 Закона N 365-З). Однако в организации в эти 2 года могут проводиться:

— камеральные проверки;

— внеплановые проверки;

— мероприятия технического (технологического, поверочного) характера;

— меры профилактического и предупредительного характера;

— выборочные проверки — если ИП был включен в план выборочных проверок, но перешел в юридическое лицо до начала проверки;

— проверки, мониторинги, мероприятия технического (технологического, поверочного) характера, начатые в отношении ИП и не завершенные на момент его перехода в юридическое лицо (ч. 1 — 3 ст. 15 Закона N 365-З).