В Указ № 51 от 30 января 2003 г. «О проведении рекламных игр в Республике Беларусь» были внесены важные для всех заинтересованных организаций изменения, которые уже с 27 апреля вступят в силу. О том, в чем именно корректируется Указ, а также на что обратить внимание организаторам рекламных игр, ibMedia побеседовал с Аленой Андреевной Бурда – начальником сектора по рекламе управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой МАРТ.
Алена Андреевна Бурда
– Алена Андреевна, организация и проведение рекламных игр достаточно серьезно регулируется и контролируется и сегодня. Чем были вызваны изменения в Указ № 51?
– Можно выделить три основные задачи, которые решаются изменениями:
- усовершенствование правового регулирования проведения рекламных игр с учетом многолетней правоприменительной практики;
- обеспечение защиты прав и законных интересов физических лиц – участников рекламной игры (это как нельзя более актуально в условиях быстрого развития интернет-технологий);
- дальнейшее развитие рекламной сферы.
– Расскажите, пожалуйста, про основные новации Указа в новой редакции. Что важно знать организациям, проводящим рекламные игры?
– Нововведений много. Перечислим основные, условно разделив их на запреты и упрощения проведения рекламных игр.
Так, к запретам, обязанностям, на которые необходимо обратить особое внимание организаторам рекламных игр, отнесем следующие:
- Рекламу рекламной игры можно размещать только после опубликования правил ее проведения в печатном СМИ.
- Если рекламная игра проводится в сети Интернет, то исключительно на зарегистрированных согласно белорусскому законодательству интернет-ресурсах.
- Выигрыши должны быть выданы в течение месяца со дня признания участника рекламной игры победителем и хотя бы в один выходной день в течение данного срока. Предусмотрено лишь одно исключение: смерть победителя рекламной игры либо признание победителя недееспособным. Тогда получить выигрыш могут наследники, опекуны или законные представители не позднее семи месяцев со дня окончания рекламной игры.
- Запрещено повышать цены (тарифы) на товары (работы, услуги), для стимулирования реализации которых организуется рекламная игра. Отмена скидок в период с начала рекламной игры и до даты окончания периода, когда физическое лицо их заказывает, приобретает и (или) использует, а не до проведения розыгрыша, также запрещена.
- Если при проведении розыгрыша используется список участников рекламной игры, организатор обязан уведомить участников игры о номере участия в розыгрыше. Соответственно, Указ устанавливает и порядок формирования таких списков.
– С 27 апреля запрещается участие в рекламной игре лиц, занимающих руководящие должности в организациях, участвующих в формировании призового фонда. О ком здесь идет речь?
– Под такими лицами понимаются лица, занимающие должности:
— руководителя либо заместителя руководителя организации;
— иного работника, осуществляющего организационно-распорядительные (руководящие, организующие, направляющие, координирующие и контролирующие) функции применительно к организации, ее структурным подразделениям, работникам и направлениям деятельности.
Также запрещена выдача выигрышей победителям рекламной игры и их наследникам, включенным в перечень организаций и физических лиц, причастных к террористической деятельности.
– Вы упоминали вводимые корректирующим Указом упрощения. Что имеется в виду?
– Во-первых, с 15 до 10 дней сокращен срок осуществления МАРТ административной процедуры по государственной регистрации рекламной игры.
Во-вторых, появилась возможность размещать сведения о результатах рекламной игры в интернете. Это касается случаев, когда рекламная игра проводилась с использованием интернет-ресурса.
В-третьих, на интернет-ресурсах (т.е. в аккаунтах социальных сетей, телеграм-каналах и мессенджерах) можно проводить мероприятия с розыгрышем призов (вне зависимости от их стоимости). Они больше не будут являться рекламными играми.
Например, если для участия в мероприятии необходимо быть подписчиком группы (аккаунта), сделать репост или разместить фотографию в группе (аккаунте) с хештегом и (или) совершить иные действия, для которых не требуется заказ, приобретение или использование товаров (работ, услуг) и (или) представление соответствующих документов, такое мероприятие можно проводить с 27.04.2024.
– Изменяющий Указ устанавливает упрощенный порядок проведения рекламных игр, призовой фонд которых не превышает 40 базовых величин. Расскажите подробнее.
– Действительно, рекламные игры, призовой фонд которых не превышает 40 базовых величин на дату начала их проведения, не нужно регистрировать в МАРТ.
Правила проведения таких игр не должны содержать состав комиссии по проведению рекламной игры с указанием ФИО, места работы и должности служащего (профессии рабочего) членов комиссии.
Призовой фонд должен быть сформирован в полном объеме на дату начала их проведения и использоваться только по целевому назначению.
Исключены требования по:
— созданию комиссии по проведению рекламной игры;
— открытию специального счета;
— публикации правил проведения рекламной игры в печатном СМИ;
— указанию обязательной информации при проведении розыгрыша рекламной игры в эфире телевизионных программ;
— предоставлению отчета в МАРТ.
— Как вы считаете, станут ли больше призовые фонды рекламных игр?
– Этот вопрос надо уточнить у организаторов, так как именно организаторы принимают решение о его размере и что именно будет в призовом фонде.
Все нововведения будут, полагаем, способствовать повышению рекламной активности для обеспечения быстрых продаж товаров (работ, услуг), вовлечению в организацию рекламных игр малого и среднего бизнеса, повышению имиджа белорусских субъектов хозяйствования и популяризации отечественной продукции.
Также увеличение количества рекламных игр благоприятно отразится на потребителях – потенциальных участниках рекламной игры, т.к. будет способствовать стимулированию их к участию в большем количестве таких мероприятий.
Если говорить о статистике, в 2022 г. МАРТ была зарегистрирована 141 рекламная игра, а в 2023-м – 118.