В скором времени белорусских продавцов на маркетплейсах обяжут платить НДС в России при продаже товаров российским физлицам. На чьи плечи в итоге ляжет налог, неизвестно. Эксперты допускают разные варианты. Вместе с тем попытки уйти от налогообложения становятся более рискованными. 

На прошлой неделе Коллегия ЕЭК одобрила проект протокола об определении порядка взимания косвенных налогов при электронной торговле в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС).

В проект протокола мы погрузили такие основные принципы, как плата НДС по принципу «страны назначения», постановка налогоплательщика на учет в упрощенном порядке, а также возложение на оператора электронной торговой площадки обязанности по исчислению и уплате НДС, – отметил министр по экономике и финансовой политике ЕЭК Бахыт Султанов.

По его словам, в связи с изменениями в Таможенном кодексе ЕАЭС в проекте протокола предусмотрена отсылочная норма о регулировании взимания НДС в отношении товаров продавцов из третьих стран в соответствии с национальным законодательством страны Союза.

Первыми из стран ЕАЭС механизм взимания НДС по «стране назначения» товара стали применять Казахстан и Беларусь. Это вызвало недовольство со стороны российских маркетплейсов, которые невольно попали под двойное налогообложение.

Впрочем, в России скоро урегулируют этот вопрос. Госдума РФ уже приняла в первом чтении законопроект о введении обязательства по уплате НДС для налогоплательщиков из стран EAЭС, которые продают свои товары через электронные торговые площадки российским физлицам.

Это устраняет двойное налогообложение НДС российских продавцов при продаже таких товаров физическим лицам в странах ЕАЭС. Одновременно вводится НДС на реализацию товаров продавцами из ЕАЭС покупателям в России. Для этого продавцы и электронные площадки ЕАЭС, которые будут выполнять функции налогового агента, должны будут встать на учет в российских налоговых органах, – отметил статс-секретарь – замминистра финансов РФ Алексей Сазанов.

При этом российские продавцы смогут принимать к вычету НДС, предъявленный им поставщиками при производстве продукции, которая реализуется через электронные торговые площадки в странах ЕАЭС. Законопроектом предусмотрено возмещение за 2023 г. и первое полугодие 2024 г. НДС, который был уплачен российскими продавцами в странах ЕАЭС, если это произошло за счет их собственных средств и налог не выставляли покупателям.

В случае принятия закон вступит в силу через месяц после официального опубликования, но не ранее 1 июля 2024 г. Предполагается, что закон будет распространяться и на индивидуальных предпринимателей из стран ЕАЭС с 1 января 2025 г., за исключением ИП, которые работают через посредников на основании договоров комиссии.

По словам источников ilex.by, пока много вопросов относительно того, как белорусские селлеры на маркетплейсах будут платить НДС в России.

Если цены вырастут на сумму НДС, будет ли такая продукция оставаться конкурентоспособной для покупателей? Либо не покупатели, а сами селлеры могут взять на себя уплату НДС, чтобы сохранить позиции на российском рынке? Может быть, маркетплейсы в этом поучаствуют для удержания продавцов определенных товаров? А что будет с ценами на Wildberries и Ozon в Беларуси? Двойного налогообложения для российских операторов не будет, – перечисляет вопросы собеседник.

Запросы в Wildberries и Ozon пока остались без ответов.

По словам профильных специалистов, «можно зарегистрировать фирму в России, работать через нее, применять какие-то „серые“ схемы».

Но опять же возникают вопросы. Есть ли смысл открывать в РФ полноценный бизнес? Потому что это недешевое удовольствие. А далеко не всем селлерам сопутствует удача, многие закрываются. Если задействовать «серые» схемы, то возникают риски другого плана. Вопросы налогообложения серьезно контролируют не только в Беларуси, но и в России. Каждая страна хочет получить больше налогов, – отмечают эксперты.

Недавно министр финансов РФ Антон Силуанов сообщил, что Федеральная таможенная служба выявляет схемы ухода от уплаты налогов при перемещении товаров из ЕАЭС в адрес не осуществляющих реальную хозяйственную деятельность российских компаний.

Количество товаров, ввозимых таким образом, растет, НДС мы не получаем. В этой связи поставлена задача поставить заслон такого рода операциям, – пояснил министр.

Еще одной проблемой Силуанов назвал занижение таможенной стоимости товаров для реализации в России, но проходящих таможенное оформление в Армении, Кыргызстане, Казахстане или  Беларуси. Если стоимость была занижена при импорте в страну ЕАЭС, то и НДС окажется занижен. Часто легковые автомобили поставляли в РФ таким способом.

1 марта 2024 г. таможенные службы стран ЕАЭС достигли согласия по унификации подхода к определению таможенной стоимости товаров. По мнению экспертов, создание «единых индексов таможенной стоимости» может быть эффективным инструментом в борьбе с «серыми» схемами, но «это требует существенного количества усилий и расходов со стороны всего ЕАЭС».

Источник фото в статье https://ru.freepik.com/