В начале мая белорусский и российский рубли укрепились по отношению к иностранным валютам. Этому способствовал ряд факторов. Насколько устойчивой выглядит такая динамика курсов валют?

На торгах на Белорусской валютно-фондовой бирже 7 мая курс доллара снизился четвертый раз кряду и составил 3,2223 белорусского рубля. Это минимум за 56 дней.

Евро подорожал до 3,48 белорусского рубля. Нацбанк установил курс EUR/BYN – 3,4744. В прошлую пятницу европейская валюта завершила торги на минимуме за 87 дней – 3,4529 рубля.

Сто российских рублей подорожали до 3,5152 белорусского рубля. Это максимум за месяц.

Ситуация на внутреннем валютном рынке Беларуси выглядит стабильной. По данным Нацбанка, предложение валюты в апреле превысило спрос на 196,4 млн долларов. Физлица продали на 82,8 млн долларов валюты больше, чем купили. Банки и нерезиденты обеспечили чистое предложение в 177,6 млн долларов. Лишь субъекты хозяйствования – резиденты остались чистыми покупателями валюты (64 млн долларов).

Кажется, такой расклад позволяет золотовалютным резервам Беларуси увеличиваться в размерах. На 1 мая они составили 8,44 млрд долларов, увеличившись за апрель на 89 млн долларов. Объем ЗВР стал самым большим с начала 2022 г. На самом деле в последнее время росту резервов способствовало подорожание золота, а не приток валюты. Если на 1 августа 2023 г. монетарное золото в ЗВР оценивалось в 3,4 млрд долларов, то на 1 мая 2024 г. – более 4 млрд долларов. Тогда как резервные активы в иностранной валюте за этот период снизились до 3,07 млрд долларов с 3,162 млрд долларов.

При  этом нельзя не отметить определенное давление на курс белорусского рубля со стороны внешней торговли. По данным Белстата, в январе – марте 2024 г. импорт товаров рос быстрее экспорта. Как итог, экспорт сложился на уровне 9,825 млрд долларов, импорт – 10,759 млрд. Отрицательное сальдо достигло почти 1 млрд долларов.

По мнению экспертов аналитического проекта BEROC, избыточный спрос в экономике будет поддерживать высокий объем импорта. В то же время на экспорте сказываются западные санкции, усиление конкуренции на российском рынке, стагнация IT-сектора, высокая загрузка производственных мощностей в промышленности. Негативное влияние на ценовые условия торговли окажет снижение цен на калийные удобрения на мировом рынке и уменьшение выгоды для Беларуси от импорта дешевой российской нефти Urals при сужении ее дисконта к цене нефти Brent. В результате, при отсутствии сильных шоков, состояние внешней торговли товарами и услугами Беларуси может измениться с профицита 0,7% ВВП в 2023 г. на дефицит в 0–1% ВВП в 2024 и 2025 гг.

Аналитики считают, что при курсе 92–93 российских рубля за доллар в Беларуси американская валюта будет стоить 3,3 белорусского рубля в среднем за 2024 г. Курс 100*RUB/BYN в таком случае прогнозируется в размере 3,6 белорусского рубля за 100 российских рублей.

Не секрет, что белорусский рубль зависит от поведения российской валюты, которая в начале мая также укрепилась. Торги на Московской бирже 7 мая пара USD/RUB закончила со значением 91,11, EUR/RUB – 98,83.

Поддержку российскому рублю оказали новости об увеличении в мае продаж валюты Банком России в 10 раз и продление обязательной продажи валютной выручки для экспортеров. Одной из причин укрепления рубля мог стать и сравнительно низкий спрос на валюту из-за короткой рабочей недели.

Впрочем, ключевыми факторами влияния на динамику курса остаются показатели торгового баланса РФ. Аналитики допускают, что в мае волатильность российского рубля будет ниже, чем в апреле, поскольку в этом месяце предложение валюты окажется выше из-за временного лага в поступлении оплаты за экспорт.

Возросший экспорт марта будет влиять на предложение валюты в мае – июне. По импорту ситуация обратная – большинство поставок сейчас идет по предоплате: сначала надо купить валюту, отправить деньги, и потом поступает товар, – сообщила 26 апреля глава Банка России Эльвира Набиуллина.

Директор по инвестициям «Астра Управление активами» Дмитрий Полевой полагает, что, помимо регулярных продаж валюты под налоги, текущих платежей и обязательной продажи выручки, часть экспортеров будет готовиться к предстоящим выплатам дивидендов, что потребует продаж валюты. Продолжит поддерживать российский рубль и сохранение высокой ключевой ставки (16%). Полевой допускает, что в мае – июне курс доллара может тяготеть к диапазону 90–93 российских рублей c последующим ослаблением до 95–100 рублей к концу года.

Источник фото в статье https://ru.freepik.com/