Беларусь хочет увеличить экспорт товаров через российские порты. Заявлено о начале проектных работ по созданию терминала в Мурманской области. Кроме того, стала известна стоимость расширения железнодорожных подходов к портам Санкт-Петербурга. По мнению экспертов, для претворения в жизнь масштабных планов от Беларуси необходимо либо существенное участие в финансировании проектов, либо долгосрочные обязательства по перевалке грузов.

На данный момент Беларусь использует 19-20 российских портов для экспорта товаров (в первую очередь нефтепродуктов и удобрений). Но порты Ленинградской области стали основными точками для этих целей. За прошлый год из 14,1 млн тонн белорусских грузов, отправленных через все российские порты, 12,9 млн тонн пришлось на порты Санкт-Петербурга, приводил цифры посол Беларуси в России Дмитрий Крутой.

По мнению экспертов, через Балтику выгодно работать и Москве, и Минску. Для Беларуси, кроме того, что она использует преференциальные условия железнодорожного транзита, логистическое плечо меньше. Для РФ это тоже удобно, поскольку железная дорога в направлении северо-запада меньше задействована, чем на юге.

Однако Беларусь и Ленинградская область «фактически уже достигли потолка перевалки».  Сложность в наращивании экспорта белорусских товаров заключается в ограниченной пропускной способности железной дороги в направлении северо-западных портов РФ. Беларусь предложила либо создать вторую железнодорожную ветку на несколько сотен километров, либо восстановить железнодорожные разъезды.

В августе 2023 г. железные дороги России и Беларуси заключили соглашение о развитии инфраструктуры в направлении портов Северо-Западного региона РФ. В плане предусматривается, что  каждая из сторон на своей территории возведет или модернизирует необходимые объекты до 2026 г. В перспективе предполагается развитие железнодорожных подходов к многофункциональному перегрузочному порту «Бронка».

В феврале текущего года министр транспорта Алексей Ляхнович сообщил о начале реконструкции на территории Беларуси.

Впрочем, основной вопрос заключался в финансировании работ в РФ. Российские железные дороги (РЖД) оценивают инвестиции, необходимые для развития подходов к портам Северо-Запада для экспорта белорусской продукции, в 156,3 млрд российских рублей, что сейчас эквивалентно 1,67 млрд долларов. Откуда будут взяты эти средства, пока неясно: в инвестпрограмме РЖД их нет, пишет «Коммерсантъ».

Без обязывающих соглашений ship-or-pay с белорусской стороной расширение железнодорожных подходов к «Бронке» выглядит как авантюра, полагает глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров. Правда, он сомневается, что белорусы пойдут на заключение таких соглашений: причина, по которой они едут через российские порты, исключительно в западных санкциях, а если ограничения снимут или ослабят, они вернутся к перевозкам через Литву, Латвию или Эстонию. Для гарантий необходимо, чтобы Беларусь поучаствовала в такой стройке, приобретая объекты и инвестируя в инфраструктуру «Бронки».

Ранее власти Беларуси заявляли, что до конца 2023 г. завершат приобретение в собственность своего базового комплекса «Бронка» в порту Санкт-Петербурга. Но сделка до сих пор не состоялась.

Стоит отметить, что планы Беларуси по отгрузке через российские порты выходят за пределы Балтийского бассейна. Белорусский премьер Роман Головченко 15 апреля в ходе переговоров с российским коллегой Михаилом Мишустиным сообщил, что, «как и договаривались, начата подготовка к реализации проекта строительства мультимодального порта в Мурманской области».

В Минске хотят использовать преимущества Мурманска, Северного морского пути для доставки белорусских грузов в Китай.

В первую очередь сокращение сроков и безопасность этого логистического маршрута сегодня очевидны. Россияне и китайские логистические компании начинают его очень активно осваивать, – объяснял Крутой.

Беларусь также задействует южное направление и рассматривает возможность использования коридора «Север–Юг».

В итоге к 2027 г. объем перевалки белорусских грузов через РФ планируется увеличить до 20 млн тонн.  «Пиковый» объем в 18,8 млн тонн был достигнут в 2019 г. с использованием инфраструктуры стран Балтии и портов Украины.

Источник фото в статье https://ru.freepik.com/