Белорусско-китайский автозавод «Белджи» наращивает объемы производства и продаж. Так, за январь – март 2024 г. предприятие под Борисовом реализовало больше машин, чем за весь 2022 г. Львиная доля собранных авто уходит в Россию. Впрочем, сборкой китайских легковушек занимается еще завод «Юнисон» под Минском. Какая там ситуация?

На «Юнисоне», который находится в поселке Обчак в 10 км от столицы, начали собирать китайские кроссоверы марки VGV. Пока речь о производстве двух моделей, U70 Pro и U75 Plus, которые будут поставлять в Россию.

Обе модели доработали с учетом особенностей российской эксплуатации: в U70 Pro и U75 Plus изменили 141 и 169 компонентов соответственно. Среди прочего перекалибрована подвеска, оптимизированы алгоритмы работы двигателей и гидромеханических «автоматов», проведена полная русификация медиацентра. Силовые агрегаты адаптированы под бензин АИ-92.

По словам Михаила Плотникова, гендиректора компании «Мотор-Плейс», выступающей официальным дистрибьютором VGV, конкурентной особенностью автомобилей белорусской сборки станет их стоимость. «Мы сможем предложить среднеразмерные кроссоверы по цене кроссоверов малого класса», – заявил он.

До конца года на «Юнисоне» планируют собрать около 6 тыс. машин VGV. Цели на следующий год более масштабные. Однако, как показывает история завода в Обчаке, осуществить задуманное будет сродни подвигу.

Что было до этого

В 1996 г. белорусский предприниматель Алексей Ваганов вместе с государством и американской Ford Motor Company учредили предприятие по выпуску легковых автомобилей «Форд Юнион». Американцы получили 51% акций, правительство Беларуси – 26%, структура Ваганова – 23%. За 3 года с конвейера сошли 3800 единиц Ford Escort и Ford Transit. В 2000 г. после изменений в законодательстве «Форд» принял решение об уходе с белорусского рынка.

После ребрендинга завод под Минском получил нынешнее название «Юнисон». Одним из акционеров стала структура Виталия Арбузова, основной бизнес которого связан с производством и дистрибуцией автокомпонентов Fenox.  Тогда наладили выпуск польских коммерческих автомобилей Lublin, которые рассчитаны для перевозки и пассажиров, и грузов. Однако завод произвел примерно 1 тыс. машин. Дело в том, что южнокорейский концерн Daewoo, которому перешла польская компания, отказался продолжать сотрудничество.

В 2007 г. правительство Беларуси договорилось с иранской компанией Iran Khodro собирать на мощностях «Юнисона» автомобили Samand. По словам тогдашнего первого вице-премьера Владимира Семашко, за пять лет работы произвели и продали около тысячи машин, и то их реализовали «преимущественно в госструктуры». Среди причин – высокая цена для такого класса авто.

По данным на сайте предприятия «Юнисон», с 2007 по 2013 г. выпустили 2 тыс. экземпляров Samand. Простой был недолгим. В 2013 г. на «Юнисоне» начали производить Zotye Z300. Автомобиль казался китайской копией Toyota Allion. Правда, цены на него кусались. В итоге проект быстро закрыли. Спустя несколько лет заявлялось о сборке электромобилей Zotye. Но массовые продажи так и не стартовали.

В 2015 г. «Юнисон», почти половина акций которого приобрело государство, нашел общие интересы с корпорацией General Motors. Собирались начать выпуск автомобилей Chevrolet и Cadillac, чтобы продвигать их на российский рынок. В то же время завод в Обчаке наладил поставки в РФ моделей Peugeot, Citroen. Но большими объемами это сотрудничество похвастаться не смогло.

В 2020 г. с конвейера белорусского предприятия сошел китайский кроссовер Changan CS35 PLUS. Спустя год проект приостановили. Причиной стали «трудности с логистикой», которые «наложились на внутренние процессы завода».

Год назад предприятием под Минском заинтересовался китайский концерн FAW. В сентябре 2023 г. наладилась сборка кроссовера Hongqi HS5. В результате выпущено менее ста машин. Впрочем, Алексей Ваганов утверждает, что об остановке сотрудничества с FAW речь не идет.

Надо сказать, что на площадях «Юнисона» выпускали не только легковые авто. В разное время там собирали и спецтехнику: от коммерческих фургонов до машин скорой помощи.

Источник фото в статье https://ru.freepik.com/