Как узнают о моих доходах – самый популярный вопрос у физических лиц 

Это действительно один из самых распространенных и популярных вопросов, хотя он далеко не всегда связан с намерением скрыть доходы или уклониться от уплаты налогов, а скорее вызван желанием более глубоко понять ситуацию и просто обычным человеческим любопытством.

У налоговых и иных контролирующих органов есть значительные возможности по получению информации о доходах физических лиц для контроля за фактом их декларирования и уплаты (взыскания) подоходного налога:

— мониторинг банковских счетов;

— получение в автоматическом режиме сведений о зарегистрированных сделках с недвижимым имуществом и транспортными средствами;

— получение информации от таможенных органов;

— автоматический обмен финансовой информацией с иными странами;

— получение информации по запросу;

— мониторинг социальных сетей;

— получение информации от правоохранительных органов, которая получена ими в результате оперативных мероприятий, расследования уголовных дел и т.д.;

— сообщения «заинтересованных» граждан;

— иные источники (перечень таких источников не является закрытым). 

Автоматический обмен финансовой информацией – что это такое

Осуществляется на пространстве СНГ в соответствии с Протоколом об обмене информацией в электронном виде между государствами – участниками СНГ для налогового администрирования (подписан в Нур-Султане 2 ноября 2018 г., вступил в силу для Беларуси 2 октября 2020 г. после принятия Закона о присоединении).

Протокол ратифицирован большинством стран СНГ.

Ежегодно налоговые органы

Азербайджанской Республики,

Республики Армения,

Республики Беларусь,

Республики Казахстан,

Кыргызской Республики,

Республики Таджикистан,

Российской Федерации

в электронном виде обмениваются информацией о следующих видах доходов физических лиц государств – участников обмена:

  • доходы от работы по найму;
  • вознаграждения по договорам гражданско-правового характера;
  • дивиденды;
  • роялти, в том числе доходы от использования и (или) предоставления права использования объектов интеллектуальной собственности (при наличии в информационных ресурсах);
  • доходы от операций с ценными бумагами (от отчуждения ценных бумаг);
  • доходы от отчуждения долей в уставном фонде (капитале) юридического лица;
  • доходы от отчуждения недвижимого имущества (при наличии в информационных ресурсах);
  • иные доходы.

Компетентные органы государств – участников обмена при обмене сведениями об отдельных видах доходов физических лиц обеспечивают предоставление в том числе следующей информации:

1) В отношении юридических и физлиц государств – участников обмена, начисливших (выплативших) физлицам – гражданам и (или) налоговым резидентам одного государства – участника обмена на территории другого государства – участника обмена доходы:

для юридических лиц:

  • организационно-правовая форма (при наличии в информационных ресурсах);
  • полное наименование;
  • идентификационный код (номер) налогоплательщика;
  • юридический адрес (место нахождения) в государстве – участнике обмена, в котором зарегистрировано юридическое лицо;

для физических лиц, в том числе зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей:

  • ФИО (отчество – при наличии в информационных ресурсах);
  • идентификационный код (номер) налогоплательщика (при наличии в информационных ресурсах);
  • адрес места жительства (места пребывания).

2) В отношении физических лиц – получателей доходов:

  • ФИО (отчество – при наличии в информационных ресурсах);
  • дата рождения (при наличии в информационных ресурсах);
  • идентификационный код (номер) налогоплательщика, присвоенный ему в государстве – участнике обмена, гражданином и (или) налоговым резидентом которого является физическое лицо (при наличии в информационных ресурсах);
  • сведения о документе, удостоверяющем личность (вид документа, серия (при наличии), номер и дата выдачи);
  • адрес места жительства (места пребывания) в государстве – участнике обмена, гражданином и (или) налоговым резидентом которого является физическое лицо.

3) В отношении доходов физического лица:

  • вид дохода;
  • сумма начисленного (выплаченного) дохода за отчетный год (месяц или квартал);
  • сумма налога, уплаченного (удержанного) за отчетный год (месяц, квартал – при наличии в информационных ресурсах).

Справочно
Информация об отдельных видах доходов физлиц государств – участников обмена представляется по утвержденному в порядке статьи 4 Протокола формату, размещенному на сайте Исполнительного комитета СНГ.

Обмен информацией об отдельных видах доходов, выплаченных физическим лицам – гражданам и (или) налоговым резидентам одного государства – участника обмена на территории другого государства – участника обмена осуществляется компетентными органами государств – участников обмена не позднее 1 августа года, следующего за отчетным.

Компетентные органы государств – участников обмена в течение 10 рабочих дней со дня получения информации подтверждают ее получение уведомлением о получении сведений, используемых при обмене информацией в электронном виде в соответствии с форматом, размещенным на сайте Исполнительного комитета СНГ.

Обратите внимание!
Многие страны в мире являются участниками Конвенции SRC, которая предполагает автоматический обмен налоговой информацией между более чем 120 странами.

Однако, на текущий момент Республика Беларусь участницей данной Конвенции по автообмену не является.

Получение сведений о сделках с недвижимым имуществом, транспортными средствами, иного имущества, сделки с которым подлежат госрегистрации 

Согласно п. 2 ст. 85 НК госорганы и организации, осуществляющие учет и (или) госрегистрацию имущества и прав на него, обязаны сообщать в налоговые органы ежеквартально не позднее 15-го числа месяца, следующего за кварталом, необходимые для осуществления налогового контроля сведения по перечню, устанавливаемому МНС. 

Госкомитет по имуществу представляет в МНС необходимые для осуществления налогового администрирования и налогового контроля сведения:

  • в отношении недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним – ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем;
  • в отношении недвижимого имущества, прав на него, принадлежащих юридическим и физическим лицам, включая индивидуальных предпринимателей, на 1 января года, следующего за истекшим, – не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим календарным годом.

В соответствии с п. 3 ст. 85 НК нотариусы обязаны сообщать в налоговые органы по своему месту постановки на учет ежеквартально не позднее 15-го числа месяца, следующего за кварталом, о выдаче ими в течение квартала свидетельств о праве на наследство и (или) об удостоверении в течение квартала договоров отчуждения (дарения, мены, купли-продажи, ренты) имущества, за исключением недвижимого имущества.

Согласно п. 5 ст. 85 НК регистраторы, удостоверяющие или регистрирующие нотариально не удостоверенные сделки об отчуждении облагаемого налогами недвижимого имущества, принадлежащего гражданину Беларуси, постоянно проживающему за ее пределами, иностранному гражданину, лицу без гражданства либо не имеющему места нахождения в Беларуси иностранному или международному юрлицу (организации, не являющейся юрлицом), а также нотариусы, удостоверяющие сделки об отчуждении такого имущества, получают в установленном МНС порядке информацию от налогового органа об уплате соответствующих налогов.

Эти процедуры осуществляются в соответствии с постановлением МНС от 31 декабря 2010 г. № 105 «О передаче сведений», которым утверждены:

  • Инструкция о порядке сообщения государственными органами и организациями, осуществляющими учет и (или) государственную регистрацию в отношении имущества и прав на него, информации, необходимой для осуществления налогового контроля;
  • Инструкция о порядке сообщения нотариусами информации о выдаче свидетельств о праве на наследство и (или) об удостоверении договоров отчуждения;
  • Инструкция о порядке получения регистраторами и нотариусами информации об уплате налогов.

Справочно
Депозитарий сообщает сведения о собственниках ценных бумаг – физлицах, совершивших отчуждение ценных бумаг путем гражданско-правовых сделок, а также физлицах, владеющих ценными бумагами, общая номинальная стоимость которых превышает 15 тыс. базовых величин, в налоговый орган по месту нахождения депозитария. Депозитарии, имеющие филиалы, представительства и иные обособленные подразделения, представляют сведения в целом по депозитарию.
МВД сообщает МНС сведения о зарегистрированных транспортных средствах, предоставляя удаленный доступ к республиканской базе данных автоматизированной информационной системы «ГАИ-Центр» по выделенному каналу связи, инспекциям МНС – с использованием собственной сети передачи данных.

Влияние планирования налогового резидентства на размер «чека по налогам» 

У физического лица может возникать необходимость уплаты подоходного налога с «нераспределенной прибыли» иностранной компании, которая будет являться контролируемой иностранной компанией (далее – КИК). 

КИК – это иностранная организация, которая не является налоговым резидентом той страны, налоговым резидентом которой является физлицо, контролирующее такую иностранную компанию.

Перечень государств, для резидентов которых предусмотрено налогообложение прибыли КИК:

1. Австралия 11. Египет 21. Латвия 32. США
2. Азербайджан 12. Израиль 22. Литва 33. Турция
3. Аргентина 13. Индонезия 23. Мексика 34. Уругвай
4. Бельгия 14. Исландия 24. Новая Зеландия 35. Финляндия
5. Бразилия 15. Испания 25. Норвегия 36. Франция
6. Великобритания 16. Италия 26. Пакистан 37. Чили
7. Венгрия 17. Казахстан 27. Перу 38. Швеция
8. Германия 18. Канада 28. Польша 39. ЮАР
9. Греция 19. КНР 29. Португалия 40. Южная Корея
10. Дания 20. Колумбия 30. Россия 41. Эстония
31. Румыния 42. Япония

В Республике Беларусь концепции КИК нет, и это может стать неприятным сюрпризом для физического лица, переехавшего в другую страну. Ему будет необходимо:

  • представлять отчетность по КИК, в том числе уведомления о КИК;
  • платить подоходный налог по КИК;
  • исполнять иные обязанности, установленные законодательством соответствующего иностранного государства.

Этот факт следует учитывать при планировании своего налогового резидентства и оценки, в том числе предварительной, налоговых последствий перемещений или ведения бизнеса в различных юрисдикциях.

Источник фото в статье https://ru.freepik.com/